"Теория и методика обучения химии": подробности новой специализации

Новость про новые, межкафедральные специализации на химическом факультете МГУ вызвала массу вопросов. И теперь вы можете первыми узнать подробности новых направлений подготовки. Про специализацию "Теория и методика обучения химии" рассказывает Игорь Александрович Тюльков, доцент кафедры общей химии химического факультета МГУ, к.пед.н.


– Как будет организован учебный процесс? (в частности, практика)


– Специализация "Теория и методика обучения химии" предполагает большое число практикумов и практик. В первую очередь, это полноценный спецпрактикум по методике обучения химии, в который входят методика решения химических задач, отработка школьного химического эксперимента, создание образовательных продуктов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Кроме ставшей уже традиционной педагогической практики планируется практика в рамках внеурочной деятельности, а также активное участие студентов в различных формах работы с одаренными школьниками.


– Какие предметы появятся в рамках этого направления?


– В основе специализации лежит модуль дидактических и психолого-методических дисциплин. Будущие учителя химии должны владеть нормативно-правовыми и этическими основами педагогической деятельности, основами педагогической и возрастной психологии. Методический блок направлен на то, чтобы студент университета получил представление об особенностях химии в рамках одноименного предмета, понимал цели химического образования и достигал их разными методами и средствами обучения. Комплекс предметов в рамках новой специализации нацелен на профессиональную подготовку будущих учителей химии, компетентных специалистов. На данный момент программа и детали предметов прорабатывает методическая комиссия. Утверждение дисциплин состоится на Ученом совете в мае.


– Процесс и особенности выполнения НИРов и дипломной работы (какие лаборатории и кафедры будут задействованы?)


– Специализация общефакультетская, ведь многие сотрудники факультета работают в различных образовательных учреждениях, работают со школьниками в области дополнительного образования. Они могут предлагать темы выпускных работ. Поэтому закрепления за одной лабораторией или кафедрой не будет. Если студент все же хочет числиться в конкретной лаборатории, мы предлагаем рассмотреть кафедры физической и общей химии. Студенты будут отчитываться о выполнении учебного плана и НИР на методическом семинаре, в состав которого войдут химики и педагоги. Сотрудники лаборатории методики обучения химии кафедры общей химии безусловно будут задействованы в этом процессе. Опыт, накопленный этой лабораторией за почти пятидесятилетнюю историю ее существования, станет основой для подготовки будущих педагогов.


– Как руководители направления видят его выпускников? Кому из ребят стоит рассмотреть это направление?


– В первую очередь, это выпускник классического университета, т.е. специалист, который хорошо знает химию и хочет работать в школе. В рамках специализации мы сменим вектор с химического на педагогическое исследование: поможем ему получить начальную методическую и психологическую подготовку, ознакомиться в теории и на практике с основами образовательной, воспитательной и развивающей функций. Мы приложим все усилия, чтобы выпускник этой специализации владел фундаментальными знаниями методики, современными технологиями обучения и понимал, что образование – это конституционно закрепленное право, а не только образовательная услуга.


По всем вопросам о новой специализации можно обратиться к доц. Тюлькову И.А. (alchemmuz@gmail.com)