27 июня в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова начал работу Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. В нём принимают участие около 2,5 тысяч делегатов практически из всех регионов России – около пятисот в очном формате, остальные - дистанционно.
"Московский университет уделяет огромное внимание взаимодействию с учителями и преподавателями, -- отметил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий, обращаясь к участникам съезда. -- Неслучайно Всероссийские съезды учителей входят в Программу развития Московского университета под знаком "МГУ – школе". Это и возможность помощи школе, учителю, и инструмент объединения школьных учителей и преподавателей высших и средних специальных заведений".
"Московский университет неразрывно связан со средней школой, -- отметил ректор МГУ. – наши преподаватели работают в школах, пишут учебники и методические пособия по химии, а с лучшими практиками можно познакомиться на ежегодно проводимых в Московском университете Летних школах учителей".
Съезд организован МГУ имени М.В. Ломоносова и Ассоциацией учителей и преподавателей химии при поддержке Благотворительного фонда Андрея Мельниченко, издательства «Просвещение», ЕСН Групп, министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ, Министерства промышленности и торговли, Государственной думы, Совета Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Российского химического общества, Национальной ассоциации учителей естественных наук и Российского союза химиков.
Учителям химии впервые за несколько лет предоставилась возможность обсудить накопившиеся проблемы в очном формате. Важность очного общения подчеркнул декан химического факультета МГУ академик РАН Степан Калмыков: "Уже само общение между учителями их разных регионов, обмен опытом между профессионалами – одно из важнейших достижений очного участия в съезде. Мы разработали программу, в которую входят не только лекции, но и круглые столы, которые позволяют в живом режиме обмениваться мнениями и обсуждать наиболее актуальные вопросы", -- подчеркнул декан химического факультета МГУ.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков также подчеркнул важность химического образования. "Более 64 тысяч студентов изучают химию и химические технологии в российских университетах, -- отметил министр. – Сегодня особенно важно приблизить науку к детям и подросткам, сделать более доступной для них исследовательскую деятельность. А для этого необходимо находить новые форматы и запускать интересные молодежные проекты".
Первый заместитель комитета по науке и высшему образованию Государственной думы РФ, научный руководитель РХТУ имени Д.И. Менделеева Александр Мажуга подчеркнул, что сегодня жизнь человека просто невозможна без продукции химического комплекса: "Сегодня на государственном уровне химии уделяется особое внимание. В связи с этим подготовка специалистов-химиков и химиков-технологов является приоритетной задачей". С каждым годом наблюдается всё больше отсутствия преемственности образовательных моделей между школьным, средним профессиональным и высшим образованием: "Этой теме необходимо уделить особое внимание", -- подчеркнул Мажуга.
Председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина отметила, что сейчас сложилась благоприятная ситуация для развития системы химического образования: "Борьба с коронавирусной инфекцией расставила акценты в суждениях о роли и значения химии в современном обществе, обнажила болевые точки, связанные с недопониманием возможностей химии и других смежных наук в защите от биогенных угроз. Обратите внимание, что в последние годы в СМИ стали непопулярны публикации хемофобного содержания. Общество семимильными шагами идет по пути осмысления многогранной и незаменимой роли химии, понимания того, что развитие химической науки и промышленности напрямую связаны с экономическим ростом в стране".
Президент Российской академии образования Ольга Васильева подчеркнула активную роль ассоциации в формировании научно-методической основы преподавания химии. И отметила, что сегодня пришло время ассоциациям учителей-предметников ещё теснее взаимодействовать с вузовским сообществом. Открывающийся съезд учителей и преподавателей химии – прекрасная возможность для такого усиленного взаимодействия.
Вице-президент Группы компаний "Просвещение" Павел Зенькович подчеркнул актуальность работы съезда конкретным примером: "Недавно были приняты новые, усовершенствованные ФГОСы. Они потребуют нашей с вами – и с ассоциацией, и с МГУ, и с министерствами совместной работы в плане актуализации учебных пособий и программ, чтобы мы могли достичь тех целей, которые ставил президент России в Майских указах 2018 года".
Исполнительный директор Благотворительного фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник отметил, что сейчас Россия переживает момент возрождения. Но для поднятия экономики нужны качественные кадры, и проблема их нехватки стоит очень остро. "Да, перед нами стоит архиважная задача по поднятию экономики, но тут же встаёт вопрос, а кто это будет делать? Сейчас условия, в которых работают учителя химии, и то количество часов, которые выделяется на этот предмет, абсолютно не позволяет далее вузам готовить специалистов, -- подчеркнул Чередник. -- В этом году мы предприняли поиск молодых специалистов для компании "Еврохим", перетряхнув всю вузовскую систему, но при этом смогли закрыть свои потребности только на 50 %, не говоря уже о качестве этих кадров".
Замдиректора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анна Тимофеева, подчеркивая важность профессии "учитель", процитировала слова Дмитрия Ивановича Менделеева: "Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны".
Академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН Михаил Егоров также подчеркнул важность широкого химического образования: "Химия становится наукой междисциплинарной. Если в конце девятнадцатого-начале двадцатого века формировались отдельные направления в химии, то сейчас они сливаются, и уже очень сложно провести грань между ними. К тому же, современная химия невозможна без физики и математики".
Вице-президент Российского химического общества академик РАН Юлия Горбунова показала роль учителя на собственном примере: "Закончив обычную школу, я поступила на химический факультет МГУ и теперь доросла до академика. Но ничего бы этого не было, если не школьный учитель. Именно школьный Учитель смог увлечь меня таким сложным и одновременно захватывающим предметом - химия".
Первый вице-президент Российского союза химиков Мария Иванова отметила, что химическая промышленность столкнулась с тотальным незнанием химии на базовом уровне: "У нас достаточно звездных, талантливых, замечательных детей, однако большинство выпускников средней школы совсем не знакомы с таким важным предметом, как химия. И от имени всей химической промышленности хочу сказать, что мы радеем за то, чтобы базовую химию знали все наши дети".
Участникам съезда предстоит обсудить различные системы школьного и профессионального образования, по которым в ближайшие годы будет формироваться основа основ химических знаний. Работа съезда продлится до 1 июля. Полные записи выступлений, а также трансляция работы съезда доступны на официальном канале химического факультета МГУ.